Со временем любые радиаторы теряют свой привлекательный вид, что влияет на общий вид комнаты. На них могут появиться пятна въевшейся грязи, следы ржавчины, трещины на краске. Иногда его фрагменты даже откалываются, и поверхность становится неровной. При этом радиаторы продолжают исправно работать и греть помещение, поэтому менять его не требуется. Важно лишь вернуть им привлекательный вид.
Расскажем об особенностях покраски разных батарей и подходящих красках, а также предоставим инструкцию по подготовке и самой процедуре окрашивания.
Окрашивание требуется не всем видам радиаторов.
Так, можно, а в некоторых ситуациях даже нужно окрашивать чугунные радиаторы. Это помогает защитить их от коррозии, при этом на уровень теплоотдачи нанесение нового слоя краски никак не повлияет. Стальные панели тоже подлежат окраске, однако для них подойдут лишь аэрозольные составы — нанести ровный слой краски кистью очень трудно.
Такие радиаторы отличаются наличием большого количества тонких пластин-теплообменников. Окрашивать их не рекомендуется, тем более что делать это довольно сложно. Покраска может снизить теплоотдачу. Качественно покрасить пластинчатый радиатор кистью просто не получится, поскольку в нем много близко расположенных пластинок.
Если вы все же решили покрасить такой радиатор, стоит учесть, что относительно ровное окрашивание возможно лишь при отключении изделия от трубопровода. Его следует снять с креплений и разместить на горизонтальном основании.
Краску лучше наносить краскопультом. Также можно использовать аэрозольный состав, но она способа не дают гарантий качественного нанесения. Обычно остаются непрокрашенные участки, могут образоваться некрасивые потеки. Лучше окрашивать лишь съемные декоративные панели для того, чтобы освежить интерьер, а остальные элементы — просто очищать от пыли.
Конструкция конвекторных обогревателей предполагает наличие труб с оребрением. Подобных ребер-пластин много. Качественно прокрасить их довольно сложно, к тому же делать это нежелательно из-за риска ухудшения теплообмена. Лучше окрашивать только металлический кожух, который закрывает эти трубы, к тому же он съемный — это упростит задачу.
Современные секционные модели радиаторов из биметалла или алюминия имеют качественное порошковое покрытие. Красить их не рекомендуется в течение всего срока эксплуатации. Как правило, такие изделия отлично сохраняют привлекательный вид и эксплуатационные характеристики десятилетиями. Если необходимость в покраске все же возникла, нужно использовать аэрозольные составы или краскопульт.
Правильный выбор лакокрасочных материалов для такой задачи очень важен. Если использовать неподходящий состав, через короткое время он утратит свои свойства и придет в негодность, поэтому процедуру потребуется проводить заново. Краска для радиатора должна отвечать нескольким требованиям:
Высокая термостойкость. Состав должен сохранять свойства при относительно высокой температуре — 85-90°С — в течение всего срока эксплуатации радиатора.
Безопасность. В составе не должно быть токсичных веществ. При нагреве они будут выделяться в воздух, что опасно для здоровья.
Стойкость цвета. Средство не должно выцветать, менять оттенок под действием высоких температур или УФ-лучей.
Антикоррозийная защита. Металлы подвергаются коррозии, поэтому антикоррозийные добавки в составе краски должны защищать поверхность от ржавчины.
Износостойкость. Устойчивость к истиранию должна быть высокой, чтобы покрытие не становилось тоньше от контакта с различными предметами или протирания.
Высокая адгезия. Состав должен легко ложиться на основание — это будет гарантией того, что он не отслоится при регулярных циклах нагрева и остывания.
Лучше всего использовать состав с пометкой «для радиаторов», но можно выбрать любой другой, который отвечает перечисленным требованиям.
Для окрашивания отопительных приборов можно использовать разные типы красок — расскажем о них далее.
В качестве растворителя в таких красках используется вода, что объясняет отсутствие токсичных веществ в составе, а также неприятного запаха во время работы. Такие составы для человека. Акрил быстро схватывается и сохнет — при комнатной температуре на это нужно не более 30-40 минут. В результате образуется плотное водоотталкивающее покрытие, которое обладает устойчивостью к механическим повреждениям. Акриловые составы легко переносят высокие температуры, поэтому их можно наносить на радиаторы.
В основе таких эмалей — алкидные смолы, смешанные с разбавителями, пигментами и наполнителями. Это вещества разной степени токсичности. При работе с такими составами используются алифатические и спиртовые растворители с неприятным резким запахом. Он будет сохраняться в ходе покраски и некоторое время после него. Поэтому работать с алкидными составами рекомендуется только на улице или в проветриваемом помещении. По окончании окраски его лучше покинуть до полного высыхания изделия.
Алкидные эмали термостойки, обладают антикоррозийным эффектом, создают ровное плотное покрытие. Оно прочнее акрилового, лучше противостоит сколам и царапинам.
Это основные разновидности, рекомендованные к использованию. Есть и другие. Хорошо смотрятся на батареях молотковые мастики. Это разновидность алкидных составов. После высыхания образуют покрытие, напоминающее чеканку. Смотрится оно как побитое молотком, что и дало название средству. Благодаря этому небольшие неровности и другие дефекты основания не видны.
Масляные средства лучше не использовать. Это препараты на основе масел, натуральных или синтетических. Прежде были очень распространены, но постепенно уходят с рынка. Они недолговечны, недостаточно термостойки и быстро теряют привлекательный вид. Иногда по старинке используют серебрянку, смесь лака с алюминиевой пудрой. Она термостойка, не влияет на теплоотдачу. Но при этом имеет стойкий неприятный запах и довольно быстро теряет привлекательный вид.
Начать стоит с внимательного осмотра радиатора. Важно понять, в каком он состоянии — это поможет определить сложность предстоящих работ, связанных с подготовкой. Вариантов может быть три:
Первый — самый лучший. Поверхность прибора ровная, без трещин и сколов. Значит, что подготовка будет минимальной.
Второй случай — если старое покрытие слегка потрескалось и облупилось. Нужно потрудиться над устранением этих дефектов.
И третий, худший — на батарее остались фрагменты старой краски. В этом случае нужно провести серьезные подготовительные работы, которые заключаются в полном удалении отслужившей свое эмали. В ином случае качественно нанести новое оформление не получится.
После внимательного осмотра можно переходить к основным работам. Поэтапно разберем, как покрасить батарею.
Для качественной подготовки и покраски понадобятся:
дрель;
щетка для дрели;
наждачная бумага;
смывка;
уайт-спирит;
антикоррозийная грунтовка;
малярная кисть;
пленка;
шпатель;
гладкий валик;
кисть;
краска.
Сначала батарею полностью очищают от накопившейся пыли и грязи. Лучше обработать поверхность пылесосом. Отличный результат даст щелевая насадка, с помощью которой убирают пыль с внутренних пластин на секциях. После обеспыливания можно перейти к мытью прибора. Для удаления жира можно использовать уайт-спирит или средство для мытья посуды.
Отмытую батарею следует оставить на некоторое время для просушки. Дальнейшие действия зависят от состояния прибора. Если на нем лишь небольшие дефекты, их нужно зачистить наждачной бумагой или насадкой на дрель, а затем аккуратно зашпаклевать. Для этого подойдет любая автомобильная шпаклевка. Отремонтированный участок сушат и вновь зачищают, добиваясь гладкости.
Самые сложные манипуляции предстоят, если старая отделка частично отошла и/или покрылась трещинами — ее нужно снять полностью. Сделать это можно ручной металлической щеткой или специальной насадкой на дверь. Чистить надо аккуратно, чтобы не повредить оборудование.
Также можно использовать для этой цели специальную смывку, соблюдая инструкцию. Работать с ней нужно только по холодной поверхности.
После удаления эмали радиатор еще раз очищается. Подготовленную к окрашиванию поверхность повторно обезжиривают, дают просохнут и грунтуют.
Для окрашивания готовят две кисти: обычную и с длинной изогнутой ручкой. С ее помощью легче прокрашивать внутренние части секций. Обе кисточки перед работой следует хорошо хорошенько распушить, чтобы из них выпали плохо удерживающиеся щетинки.
Начинать покраску радиатора следует с внутренней части, двигаясь сверху вниз. Если сделать наоборот, высок риск появления капель и потеков на поверхности.
Наружную часть окрашивают аналогично. Начинают с верхней половины, а затем опускаются вниз. Раствор распределяют по основанию, чтобы толщина покрытия была равномерной. Окрашенной поверхности дают полностью высохнуть, а затем наносят второй слой.
Если краска легла на батарею неровно, это удастся исправить — покрытие следует зашкурить, удаляя потеки и капли, а затем снова покрасить.
Чтобы покрасить батарею, вовсе необязательно обладать специальными навыками — этот процесс достаточно простой. Конечно, как и в любой другой работе, здесь есть определенные нюансы, о которых мы рассказали в статье — их достаточно просто усвоить. Если соблюдать технологию окраски батарей и учитывая все нюансы работы, отличный результат будет гарантирован.